Автомобиль «Morgan» - деревянная игрушка миллионеров

Из чего делают современные автомобили? Ответ вполне предсказуемый. Если не брать в расчёт декоративную отделку салона, то основными материалами для постройки автомобиля являются - металл, стекло, резина, пластик. Речь не идёт о шедеврах самодельщиков, полёт фантазии которых практически ничем не ограничен. Здесь встречаются как традиционные материалы - металл, стеклопластик, так и совсем неожиданные – папье-маше, ткань, фанера, ажурные кузова из металлического прутка, прозрачного плексигласа, дерева и так далее. В общем, можно охарактеризовать одной фразой – «…Я её слепила из того, что было…». Справедливости ради, надо отметить, что в этой категории встречаются очень достойные модели, которые в состоянии встать в один ряд с продукцией известных автомобильных брендов.

Кстати, о дереве… Много ли Вы можете назвать марок современных автомобилей класса «люкс», в изготовлении кузовов которых активно используются деревянные детали? Один из таких экземпляров, - «Morgan».

В центральной части Англии, находится город Малверн, где в далёком 1909 году, некий Генри Морганом (полное имя - Генри Фредерик Стенли Морган), был основан завод «MorganMotorCompany». Если сравнивать компанию с крупными автогигантами, то Морган – это небольшая фирма, позиционирующая себя как производитель ограниченного количества люксовых, спортивных автомобилей.

Первенцем компании стал двухместный автомобиль «MorganRunabout», который оснащался семисильным двигателем «Peugeot» , а не смотря на то, что имел всего три колеса, этот автомобиль считался спортивным. Позднее, в 1915 г., на базе этой машины, был сконструирован четырёхместный, семейный «Runabout» . Кстати, автомобили с трёхколёсной схемой, выпускаются до наших дней. «Morgan 4/4», увидевший свет в 1936 г., имел уже четыре колеса.

 

Производство автомобилей марки "Морган"

С основания завода, на первый взгляд, мало что поменялось в производстве автомобиля – старое здание, которому больше века, никакого конвейера – ручная сборка, в прямом смысле, детали кузова подгоняются друг к другу с помощью напильника. Даже перегон собираемой машины из одного корпуса в другой, осуществляется вручную, катают как ржавую «копейку» в гараже у нашего «дяди Вани».


Владельцы Морган в состоянии позволить себе конвейерную линию, просто они стараются сохранить себя как уголок спокойствия и постоянства в нашем сумасшедшем мире. Вспомните английский консерватизм, который зашкаливает, иногда в ущерб здравому смыслу: утренняя овсянка, два крана в рукомойнике без смесителя, такси «кэбы» и т.д.
Даже выпускаемая заводом продукция, по дизайну напоминает классические спортивные автомобили, которые были в моде в начале прошлого века, и это ещё раз подтверждает слова о консерватизме англичан.

Это совсем не значит, что автомобиль совсем не изменился с начала производства первых Морганов. Изменился, и ещё как. Под обманчивой внешностью старичка он «нафарширован» электроникой, мощным двигателем, современной трансмиссией, и всем лучшим, до чего дошло автомобилестроение нашего времени. В данный момент «MorganMotorCompany» заключили договор с концерном BMW на поставку двигателей для своих суперкаров. В частности, восьми цилиндровым мотором в 376 сил комплектуется модель «AeroCoupe», выпускающаяся с 2005 года, тираж которой ограничен до ста штук. Аналогичный двигатель устанавливают на «BMW X6».

 

Этапы создания, разработки автомобилей "Морган"

В настоящее время в компании заняты 175 человек. Рождение нового шедевра начинается с чистого листа бумаги, на котором карандашом рисуется внешний вид, поле чего на компьютере изготавливается трёхмерная модель, на которой уже можно видеть автомобиль в натуральном виде, в любом ракурсе. Далее, так же на компьютере, рассчитываются параметры всех узлов кузова и ходовой части, технология сборки.

Всё начинается с шасси, которое после сборки имеет вид монокока. Листы авиационного алюминия раскраиваются на отрезном станке с помощью компьютерной программы. Следующий этап – придание нужной формы на гибочном станке. Эта операция занимает, примерно, четыре часа.
Затем, эпоксидной смолой и клёпками, что гарантирует полную водонепроницаемость и прочность, детали шасси соединяются друг с другом. Далее крепят подрамник кузова на заднюю часть подвески. Соединяют детали спец.клеем, разработанным в годы ВОВ, для нужд авиа и кораблестроения, и закрепляется всё, так-же, клёпками.
Дальше – установка ходовой части, коробки передач и двигателя. Напоминаю, все операции выполняются вручную, что повышает качество, и минимизирует брак.

Следующий этап – изготовление, сборка и установка кузова.
Самое необычное в этой операции то, что каркас кузова автомобиля изготавливается из дерева. На постройку каркасов идут такие породы дерева, как осина, ясень, клён, дуб. Конкретно для современной модели «MorganAero 8» применяется английский ясень.
Впервые попадая в кузовной цех «MorganMotorCompany», его можно с лёгкость перепутать с мебельным производством, так как большую часть цеха занимают деревообрабатывающие станки. Дерево, как материал обладает гибкостью, достаточной прочностью и относительно не большим весом. На начальном этапе деревянные детали шлифуются и обтачиваются на фрезеровальном станке до необходимых размеров, затем вручную, с помощью рубанка дорабатываются и шлифуются наждачной бумагой. Далее детали каркаса с помощью сверхпрочного клея собираются и закрепляются стальными винтами. Сборка каркаса занимает не менее трёх дней. Готовое изделие полностью окунают в специальный раствор, который предотвращает появление жучка питающегося древесиной.
После полной просушки каркаса, на него монтируют детали кузова, изготовленные из алюминия. Капот и «лицо» любого автомобиля – радиаторную решётку, изготавливают вручную.
Покраске спорт каров уделяется особое внимание, по этому, краску на водной основе готовят здесь-же. Учитывая пожелания заказчика, авто может быть окрашено в любой цвет, от пастельного, до ядовитого. За тем кузов шлифуется специальными составами до получения идеального покрытия.

Большое внимание уделяется отделке салона автомобиля. Сидения покрываются дорогой Винзорской кожей, изготовленной из коровьих шкур в Шотландии по технологии, не приносящей вред окружающей среде. На комплект сидений расходуется четыре такие шкуры. Сатинированный алюминий прекрасно дополняет интерьер. Вставками из дерева ценных пород, золота или других дорогостоящих материалов, рабочие компании, по желанию заказчика, украсят салон «Моргана».

На заключительном этапе каждый автомобиль проходит тщательную проверку с помощью сложной компьютерной программы. Настраиваются все узлы и системы, просматриваются все соединения, оценивается качество сборки, выявляются и устраняются все недостатки.

В народе, «машиной времени» прозвали «Морган» модели «Плюс 4», выпускающийся с 1950 года до наших дней, чем не может похвастаться ни один когда-либо изготавливаемый автомобиль.

После знакомства с «Морган», на его фоне, серийные автомобили кажутся скучными. Эти автомобили очень дорогие и редкие чтобы встречать их ежедневно на наших дорогах, так как на спорт карах мало кто ездит на работу или за продуктами в магазин. Ну, а счастливчики, видевшие его «вживую» отмечают, что ни какое фото не в состоянии полностью передать весь стиль и красоту автомобиля.

«Morgan» - не серийная штамповка, а произведение автомобильного искусства, сделанное вручную без какой либо экономии. По этой причине полностью исключается пластиковая имитация под дорогостоящие материалы. Всё натурально и дорого, его называют последним настоящим автомобилем, на котором не экономят и не пытаются заработать, в будущем, на запчастях.

Компания производит шесть – семь сотен автомобилей в год и все они, до начала сборки имеют своего владельца. В специальный журнал заносятся все пожелания заказчика от цвета кузова и салона, до материала отделки скрытых полостей. В таких книжках фиксируются все этапы прохождения сборки.

Большое количество заказов на такие автомобили поступает из Америки, а вот в России таких машин единицы. Это совсем не значит, что у нас мало богатых людей. Скорее всего, свою роль играет то, что между заказом и полной готовностью автомобиля проходит не менее года, а наши миллионеры, по моему мнению, не любят ждать, им надо здесь и сейчас.

Как понимаете, «Morgan» - идеальный автомобиль. Возможны ли у него недостатки? Да, есть один, но очень большой недостаток – это его цена.
Несмотря на производственные технологии, из прошлого века, стоимость некоторых моделей доходит до 30 миллионов рублей. Например, модель 2009 года «Аэро Супер СпортGT3» в 440 лошадок, которая разгоняется до 300 километров в час, можно купить за 26,8 миллионов рублей. А трёхколёсную модель 2011 года, - «Morgan 3 Wheeler», с мотором мощностью в 115 лошадинных сил и скоростью в 185 километров, оценивают в 3,4 миллиона рублей. Во время написания статьи, в Москве, продавался 347-ми сильный «Morgan Aero 8», выпуска 2004-го года, стоимостью в десять миллионов рублей.

 

История деревянных «буратин Morgan»

В тридцатых годах девятнадцатого века, автомобили с гузопассажирскими кузовами, которые сейчас называют «универсал», зарождались как отдельный класс. Из соображения дешевизны и практичности они изготавливались из дерева. Изготовление штампов для металлических деталей кузова, для мелкосерийных моделей, было с лишком дорого. По этой причине, производители делали каркас из деревянных брусьев, обшивали его фанерой , и на свет появлялась новая, недорогая модификация автомобиля, которая полностью отвечала утилитарным требованиям потребителя.

Производством кузовов с деревянными элементами занимались не только производители бюджетных автомобилей (Форд, Шевролет, Плимут и т.д.), но и заводы, выпускающие изделия более высокого класса (Паккард, Понтиак, Крайслер…). В этой компании отметился и отечественный производитель с моделью «Москвич 400 - 422», получивший прозвище «буратино».

Спустя десятилетие, дерево, всё-таки, уступило место металлическим, штампованным деталям кузова недорогих авто, а компании продолжавшие установку деревянных элементов, желали подчеркнуть стиль и дороговизну своей продукции. Затем, к пятидесятым годам производители вовсе отказались от дерева, и стали украшать кузова деревянными накладками, а затем вовсе заменили их виниловой плёнкой, имитирующей дерево. На наших дорогах, и сейчас, можно встретить «Мицубиси Паджеро» с таким декором кузова.